д.Пищево, воспоминания А.Кондюкова
ВОВ |
Воспоминания Кондюкова А. (1998г.)
д.Пищево Всходский район в годы оккупации
Спрятались возле речки
В ту пору мне шел четырнадцатый год и фашисты посчитав меня нормальной рабсилой, вместе с другими ребятами и девчатами нашей деревни заперли в доме моего дедушки Ивана Кузьмича Кондюкова, приготовили к отправке в Германию.
Так и сгинул бы, может быть в чужой стране, если бы не решительное наступление Красной Армии на Западном фронте.
Продержали нас в доме день, а вечером 3 марта фашисты, забыв о нас, кинулись поджигать деревни Роща и Заря. Утром запылало и наше Пищево. Идут семеро фашистов по деревне, везут на саночках пулемет, Двое из них суют факелы под застрехи. Выскочили мы на улицу, а немец показывает нам к речке, кричит: «Шнель! Шнель!» Уходите, мол, не до вас нам теперь.
Спрятались возле речки и слышим вдруг со стороны деревни Рощи нашу русскую песню «Катюшу». Едут, значит, по дороге люди и поют. Мы слушаем, и немцы слушают, разгoваривают между собой. Потом поднялся шум, гам — в деpeвню беспорядочно вкатилось скопище отступающих гитлеровцев, к которому примкнули и наши фашисты.
— Сходи, сынок, в Чащи к брату, узнай как и что там, узнай все ли живы,— попросила меня мать.
Прихожу, а тем полно немцев. Меня — цап! Кто такой? Откуда? Немцы в Пищево есть? Не поверили, несколько человек вместе со мной пошли в Пищево.
Быстро прошли наши войска через освобожденные деревни и у деревни Воронька завязали бой. Сутки шло сражение. Потери красноармейцев были немалые; долго потом вывозили на лошадях убитых и хоронили за околицей. Сопротивлялись фашисты в Лужках, а еще дальше их нужно было выбить со станции Лазенки и с Зайцевой горы. Но этого мы не видели: по реке прошел ледоход, по чистой воде с низовьев пришли понтоны и лодки. И меня вместе с другими жителями вывезли из опасной для населения зоны.
Целый месяц мы прожили на берегу Угры, где-то в районе нынешних очистных сооружений Угранского сырзавода.
< Предыдущая | Следующая > |
---|