Get Adobe Flash player
Главная Краеведение Общая информация Угранскому району - 50 (часть 6)

Угранскому району - 50 (часть 6)

Краеведение

Богат наш край был лесом, извест­няком. глиной и водными ресурсами. Все это вместе могло бы дать толчок для строительства промышленных предпри­ятий. Но этого не произошло. Крайне неблагоприятное географическое рас­положение, отсутствие благоустроен­ных шоссейных трактов и железнодо­рожных путей, низкая квалификация трудовых ресурсов - все это в целом не позволило нашему краю на рубеже XX столетия сделать скачок от сохи к про­мышленному производству, превратило территорию края в сырьевую базу для таких городов как Вязьма, Дорогобуж, Калуга, Смоленск и Брянск.

Начавшаяся Первая Мировая война еще больше ухудшила положение жите­лей края. В армию были призваны сотни и сотни мужчин, которые в основном были кормильцами многодетных кресть­янских семей.

Прошедшие в феврале и ноябре 1917 года революции изменили обществен­но-политическую формацию не только в России, но и на территории нашего края. В декабре 1917 г. - январе 1918 г. в Ельнинском, Дорогобужском и Юхновском уездах были ликвидированы воло­стные земские управы, а Советская власть в уездах и волостях установи­лась еще раньше.

Высокая активность в установлении Советской власти на местах была обусловлена несколькими причинами. Во- первых, тысячи угорских крестьян уча­ствовали в отхожих промыслах по всей России, что вовлекало их в общественную жизнь страны, а сотни, в конечном результате, - к участию в революцион­ном движении. Во-вторых, с первыми декретами революции крестьяне бес­платно получали сотни тысяч десятин земли, были освобождены от уплаты прежних налогов, денежных долгов. Кроме земли, они получали бесплатно движимое и недвижимое имущество и инвентарь, конфискованный у крупных собственников. В-третьих, очень низкая прослойка буржуазии и кулаков на тер­ритории волостей, входящих в состав Угорья.

После окончания гражданской вой­ны в стране начинают происходить ад­министративно-территориальные изме­нения. Так, 10 августа 1922 года Юхновский уезд в составе 19 волостей вме­сте с уездным центром передан в Ка­лужскую губернию. Остальные 12 во­лостей этого уезда включены в состав Вяземского уезда Смоленской губер­нии. Вследствие этого, граница между областями прошла по р. Угра, разделив территорию будущего Знаменского рай­она пополам.

Знаменательным годом для Угранского края стал 1929 год, когда была образована Западная область со 125 районами. В это время была упраздне­на старая административная система: губерния - уезд - волость. Теперь рай­оны поделены на сельские Советы. У нас были образованы Знаменский и Всходский районы.

Знаменский район был образован на территории бывшего Юхновского уезда. В район вошли следующие сельские Со­веты: Бабыновский, Бельдюгинский, Беляевский, Блохинский. Бородинский,

Великовский, Великопольский, Вешковский, В-Пятницкий, Глуховский, Городищенский, Губинский, Добринский, Дрожжинский, Желаньинский, Краснинский, Леоновский, Сафоновский, По­дольский, Подсосонский, Путьковский, Свинцовский, Селецкий, Сидоровский, Слободский, Знаменский, Хватово-Заводской, Шумихинский, немного позже добавились Александровский (1930) и Бабинский (1931).

Всходский район образован на тер­ритории бывшего Дорогобужского и Ельнинского уездов, а также бывшего Спас-Деменского уезда. В район вош­ли следующие сельские Советы: Арнишицкий, Архамоновский, Асеевский, Барсуковский, Баскаковский, Б. Камен­ский, Будянский, Бывальский, Вербиловский, Всходский, Выгорский, Городеченский, Захарьевский, Клетковский, Ключиковский, Кореинский, Кошкинский, Мариупольский, Милятинский, Мы­тищинский, Невесельский, Нележский, Пустошкинский, Селищевский, Фурсовский, Чесноковский.

Образование Знаменского и Всходского районов совпало с проведением в стране первой пятилетки, планами ко­торой предусматривалось строитель­ство железной дороги Вязьма - Брянск, протяженностью 250 км. Это строи­тельство должно было оживить углеснабжение Западной области, а так­же обеспечить вывоз леса на Украи­ну. После изыскательских работ в 1929 году началось строительство дороги, которое в итоге перевернет уклад крестьянских хозяйств Знаменского и Всходского районов. По разнарядке к дистанции пути из близлежащих к трассе деревень приписывали тягло­вую силу. Все работы велись вручную, и лишь на втором этапе работы после 1930 года на строительстве появилась механизация.

В строительстве принимали участие сотни крестьянских подвод, большое ко­личество молодежи трудилось с энту­зиазмом просто разнорабочими, чтобы со временем приобрести здесь профес­сию. Темпы строительства были на­столько высокими, что уже в 1929 году стали укладывать железнодорожное полотно. И только возникшие трудности при строительстве моста через р. Угру отодвинули прибытие первого парово­за на ст. Угра к сентябрю 1930 г. Одна­ко, постройка летом 1929 г. станцион­ного здания и нескольких домиков для железнодорожных служащих стала го­дом основания ст. Угра.

Несмотря на то, что Всходский рай­он был упразднен, а его территория была поделена между четырьмя райо­нами (Дорогобужским, Знаменским, Павлиновским и Спас-Деменским), строи­тельство железной дороги по его земле проходило также высокими темпами. В воспоминаниях старожилов говорилось об участии в строительстве заключен­ных. Все наиболее трудоемкие работы по возведению насыпей ложились на плечи заключенных. Бараки за колючей проволокой, для трудоармии из числа заключенных, стояли вдоль всей 250-ти километровой трассы. Очень много зак­люченных было из лиц среднеазиатских национальностей. Из-за непомерно тя­желого труда и болезней многие заклю­ченные погибли. Их безымянные захо­ронения в оврагах вдоль железнодорож­ного полотна никто и никогда уже не укажет.