Get Adobe Flash player
Главная Краеведение Общая информация Угранскому району - 50 (часть 13)

Угранскому району - 50 (часть 13)

Краеведение

Создание района, довольно крупного по территории, потре­бовало наличия дорожно-строи­тельной организации, обеспечи­вающей бесперебойное сообще­ние в районе. В 1965 году со­здается Угранский дорожно- строительный участок (ДРСУ), который будет обслуживать бо­лее 225 дорог различного под­чинения.

Однако на первоначальном этапе участок не справлялся с объемами работ. За 1965-70 г.г. в районе была построена только одна дорога: Всходы - Холмы, да и то при активном участии ме­лиоративного отряда райсельхозтехники. В 1971-75 г.г. ведет­ся отсыпка дорожного полотна под асфальтирование участков автодорог Угра - Знаменка, Зна­менка - Слободка, Знаменка - Ермаки. 2 февраля 1973 года ис­полком в целях активизации до­рожного строительства обязы­вает совхозы принять участие в ремонте автодорог. Но к испол­нению данного решения хозяй­ства не приступят.

Слабая материально-техни­ческая база ДРСУ, высокие объемы дорожного строитель­ства, отсутствие капитальных ж/бетонных мостов - все это сдер­живало поступательное разви­тие экономики района.

Электрификация района по­зволила нашим промышленным предприятиям (и в первую оче­редь Угранскому ДОЗу и лесп­ромхозу) приступить к техничес­кому перевооружению производ­ства и тем самым полнее исполь­зовать имеющиеся резервы.

Так, на деревообрабатываю­щем заводе за 5-7 лет после под­ключения его к электроснабже­нию были введены в эксплуата­цию: многопильный обрезной станок, производительностью 5000 прогонных метров; цеха по изготовлению дверных блоков и арболитовых панелей; пилорама, производительностью 900 куб. метров сырья за смену; котель­ная с паровыми котлами, произ­водительностью 6,5 тонн пара в час каждым; два 5-ти тонных ба­шенных крана в складах готовой продукции и сырья.

Механизация трудоемких процессов, установка высокопро­изводительных станков позволи­ла ликвидировать простои желез­нодорожного и автомобильного транспорта на погрузочно-разгрузочных работах, значительно сократить число подсобных ра­бочих и грузчиков, резко повы­сить производительность труда и выпуск продукции. За 10 лет производство дверных и оконных блоков на заводе увеличилось более чем в 5 раз, значительно возрос выпуск пиломатериала.

Уже в 1969-70 г.г. заводу ста­ло присуждаться за высокие показатели в работе переходя­щее Красное Знамя треста «Смоленсксельстроя» и отрас­левого обкома профсоюза.

В 1965 году в Угранском ЛПХ механизация трудоемких про­цессов на заготовке и перевоз­ке леса в основном была реше­на, но на нижнем складе 75% работ было не механизировано. Поэтому, в первую очередь, уси­лия были направлены на уста­новку козловых и кабель-кранов, сооружения бревнотасок и т.д. Были построены просторные цеха ширпотреба и пилорамы, витаминной муки, мехмастерские и гараж, контора ЛПХ, магазин, столовая и т.д. Улучшились бы­товые условия лесозаготовите­лей. Предприятие только за 1971­75 г.г. освоило более 1 млн. руб­лей капитальных вложений. За эти годы около 80 семей полу­чили новые квартиры или улуч­шили свои жилищные условия.

Техническое перевооруже­ние нижнего склада, строитель­ство цехов по переработке про­дукции - все это способствова­ло увеличению предприятием объемов заготовки и переработ­ки леса. Если в 1964 году лесп­ромхоз заготовил и вывез на нижний склад 141 тыс. кубичес­ких метров леса, то в середине 70 годов 20 века эти показатели возросли до 170 тыс. кубичес­ких метров. Резко увеличился ассортимент производимой и реализуемой продукции. При этом надо учитывать, что к это­му времени на базе Баскаковского лесоучастка было создано новое предприятие.

Уже во II квартале 1975 года коллектив леспромхоза во Все­союзном соревновании выходит победителем и ему вручается переходящее Красное знамя Минлесхоза РСФСР и ЦК отрас­левого профсоюза.

В 60-е годы продолжает ста­бильно работать Ново-Милятинский завод фанерно-штампованных бочек. Этому способствовал ввод в эксплуатацию в 1962 году 4 км железнодорожной ветки ст. Баскаковка - пос. Ново-Милятино. С ее пуском высвободились значительные технические, фи­нансовые и людские ресурсы, затрачиваемые на доставку го­рюче-смазочных материалов для работы 2-х дизельных двигате­лей на заводской электростан­ции; вывоз готовой продукции и доставку на предприятие сырья. Значительно снизилась себестоимость выпускаемой продук­ции с подключением предприя­тия в 1966 году к Дорогобужс­кой ГРЭС. Это позволило в 1966 70 г.г. построить и ввести в экс­плуатацию новый целофанновый цех, столовую, два магазина и более 20 двухквартирных жилых домов.

Реконструкция и расширение производственных мощностей коснулись и других промышлен­ных предприятий. Так, на Всходском льнозаводе в 1968 году во­шел в строй новый цех по выра­ботке луба, в нем были установ­лены мяльная и трепальная ма­шины.

В 1967 году пущен новый Всходский маслозавод, типовой с поточной линией. При заводе работало несколько цехов по выработке продукции из молока, изготавливается за час до 800 кг сливочного масла, а сыр, выпус­каемый на данном предприятии, мечтали попробовать многие.

В 1973 году на базе Баскаковского лесоучастка Угранского ЛПХ образуется новое круп­ное (по меркам Угранского рай­она) промышленное предприятие - Баскаковский лесокомбинат (директор - Михайлюков Н.П.). Благодаря вдумчивой работе руководства, предприятие не только ритмично справлялось с выполнением плановых заданий, но и приступило к его реконст­рукции. На месте деревянных конструкций выросли кирпичные производственные здания. На реконструкцию и расширение производственных мощностей комбината, улучшение условий труда рабочих и механизацию трудоемких процессов за 1973­75 г.г. было израсходовано бо­лее 150 тыс. рублей.

За это время были построе­ны восемь двухквартирных жи­лых домов и столько же капиталь­но отремонтированы. Проведены мелиоративные работы в посел­ке, проложены дороги, введена в эксплуатацию баня. В 1975 году лесокомбинат преобразован в Баскаковский леспромхоз.

Проводимое техническое пе­ревооружение промышленных предприятий позволило в 1974 году выпустить промышленной продукции на 5532 тыс. рублей больше, чем в 1965 году. Таким образом, объем производства валовой продукции возрос за 10 лет почти в 2 раза.

Образование района требо­вало и создания строительных организаций. Уже в 1966 году создается машино-мелиоративная станция (ММС) - для прове­дения мелиоративных работ в совхозах. Станция относилась к министерству мелиорации и вод­ного хозяйства РСФСР. Во Всходском районе в конце 50-х годов велись мелиоративные работы мелиоративными стан­циями Ельнинского и Дорого­бужского леспромхозов (мини­стерство лесного хозяйства РСФСР) уже проводились. В целях повышения класса бони­тета леса, были промеллированы сотни гектаров болот в Клетковском, Будянском, Шиловском, Невесельском и Осельском сельсоветах. Кроме вреда (кото­рый будет сказываться еще дол­гое время), эти работы ничего не принесли.

Всю восьмую пятилетку фор­мируется материально-техничес­кая база предприятия, строится жилье для формирования трудо­вого коллектива. Ведутся куль­турно-технические работы на полях совхозов, вывозка торфа, извести и органики на поля. Иногда ведется возведение до­рожного полотна.

И только в девятой пятилетке (1971 - 75 г.г.) начинают увели­чиваться объемы производимых работ. В это время ММС реорга­низуется в ПМК-19. В 1972 году приступает к строительству зак­рытых осушительных систем из гончарного дрена односторонне­го регулирования. Однако за годы пятилетки будет осушено дренажом всего 486 га. За это время культурно-технические работы будут проведены на 3480 га, произвестковано 27800 га и вывезено 300 тыс. тонн торфа.

Особенно плодотворным для района стал 1975 год - последний год работы Ворошилина П.И. на посту руководителя района. Бла­годаря его авторитету и настой­чивости, началась реконструкция Угранского ДОЗа и строитель­ство Угранского сыродельного завода, которое велось силами Вяземской ПМК - 86 (нач. Абрамкин). В помощь строителям в п. Угра создается филиал Вяземс­кой автобазы №2 «Центрсельст- ройтранс» с автопарком в коли­честве 27 грузовых автомашин.

Вяземское СУ-3 сдает в экс­плуатацию в райцентре хлебо­пекарню. Завершается строи­тельство Угранской средней школы. Открыт районный исто­рический музей.

Особенно большие перспек­тивы в развитии экономики рай­она Ворошилин П.И. связывал со строительством Слободского промстройкомбината, имеющего Всесоюзное значение. Он дол­жен был выпускать силикатный кирпич, известковый щебень и известковую муку для известко­вания кислых почв семи облас­тей центра РСФСР: Смоленской, Калужской, Московской, Рязан­ской, Тульской, Брянской и Твер­ской (Калининской). В 1972-74 г.г. Смоленское отделение Мос­ковского центрального треста ин­женерно-строительных изыска­ний провело в районе поисковые работы. Работало 3 экспедиции - 2 геологические и одна топог­рафическая. Проведенные изыс­кания позволили установить, что имеющегося в районе сырья хва­тит для работы комбинату на 100 лет. Под промышленную площад­ку были отведены 40 га земель­ных угодий и 4 га - под строи­тельство поселка, в котором дол­жно было проживать не менее 4 тыс. жителей.

Были разработаны меропри­ятия и запланировано выделение кап. вложений на расширение Знаменской подстанции и соору­жение высоковольтной ЛЭП на промплощадку, а также на стро­ительство автомобильной и же­лезной дорог в 10 пятилетке.

Ускоренный рост экономики района и производительности труда благоприятно сказались не только на улучшении условий труда угранцев, но и на повыше­нии их благосостояния и куль­туры. Только за 3 года (1966 - 68 г.г.) население района приоб­рело в магазинах 1500 телевизо­ров, 1200 радиол, 400 холодиль­ников, более 800 стиральных машин, 200 магнитофонов, мас­су другой бытовой техники, ме­бели, одежды. Только на личные сбережения трудящихся за это время на селе было построено около 180 жилых домов.

С 1966 года устойчиво рабо­тают авиалинии, связывающие г. Вязьму с совхозами «Прогресс», «Всходский» и «Мытишинский». С 1970 года открыта новая ли­ния воздушного сообщения «Смоленск - Всходы - Угра».

В 1972 году в райцентре от­крывается филиал Вяземского автобусного хозяйства. Получе­ны 6 новых автобусов повышен­ной проходимости, что позволи­ло открыть регулярное автобус­ное сообщение с большинством совхозов района.

В 1970 году в районе присту­пили к широкой газификации. Проведенная работа позволила к 1975 году иметь у населения 2750 газовых установок, в том числе 1900 - на селе и 850 - в рай­центре, а потребление газа за 10 лет выросло в 5 раз. За это вре­мя на селе наличие телефонов у населения возросло с 310 до 533, а в п. Угра - с 93 до 506.

За время руководства Угранским районом Ворошилиным П.И. неузнаваемо изменился облик не только района, но и райцент­ра. За это время в поселке были построены новые здания Дома культуры, музыкальной школы, поссовета, кафе, универмага, узла связи, кинотеатра, райко­ма партии, бытового обслужива­ния, сберкассы и т.д. Появилась новая улица Ленина, а улица Со­ветская стала вдвое больше. На этих центральных улицах появи­лись даже пешеходные тротуа­ры. Первые 700 погонных метров асфальта были уложены в 1971 году на данных улицах. Ежегод­но на протяжении десяти лет высаживалось 2,5 - 3 тысячи де­ревьев